Внимание! Вступил в силу Приказ № 950 н от 24.12.2020 года Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по продвижению фитнес-услуг".
Фитнес в непрерывном физкультурном образовании
Молодым ученым
Уважаемые студенты, магистранты и аспиранты!
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.
В связи с этим, наш журнал в рамках проводимых в России научных мероприятий, открывает цикл публикаций статьями молодых ученых - студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов в журнале №16- 2023.
Приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшую статью.
Ред.коллегия
Наука - практике (методические новинки)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
П Р И Г Л А Ш А Е Т
принять участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития»
Основные направления работы конференции:
Секция 1. Актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в физической культуре и спорте.
Секция 2. Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях разного типа и вида.
Секция 3. Инновационные образовательные и физкультурно-оздоровительные технологии в физической культуре и спорте.
Секция 4. Современное состояние адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в новых социально-экономических условиях.
К участию в конференции приглашаются специалисты по физической культуре и спорту: преподаватели высших и средних учреждений, учителя физической культуры, тренеры, работники органов управления сферы физической культуры и спорта, специалисты в области реабилитации, медицины и физиологии спорта, научные работники, а также аспиранты, магистранты и студенты.
В рамках конференции будут проведены: пленарные и секционные доклады ведущих ученых и практиковРоссии,а также конкурс научных проектов магистров и студентов «Взгляд в будущее».По представленным материалам конференции будет выпущен электронный и печатный сборник научных трудови размещен вРИНЦ.
Участникам конференции будет выслан электронный сертификат.
Конференция состоится 24.10.2023 г. в смешанном формате
Материалы для публикации присылаются по эл. адресу:safidance@уa.ru(Сайкина Е.Г.) до10.10.2023года.
Пересылать следует 3 файлами с надписью: № 1-«Статья Ф.И.О, город», №2 -«Заявка ФИО,город» и №3- «Презентация к докладу». Для участия в конкурсе проектов студенты высылают презентацию с надписью «Конкурс проектов, Ф.И.О.,город, организация»
Телефоны для справок: моб. 8- 958-858-00-58 Сайкина Елена Гавриловна
Спрашивайте - отвечаем!
Мастер педагогического труда
В помощь педагогу
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА
П Р И Г Л А Ш А Е Т
на новую программу профессиональной переподготовки
«ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
На обучение приглашаются: специалисты, имеющие диплом о высшем или среднем специальном образовании (руководители физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторы по детскому фитнесу, учителя физической культуры, тренеры, педагоги дополнительного образования), а также магистранты и студенты старших курсов, очного и заочного обучения.
ОБУЧЕНИЕ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В ТЕЧЕНИИ 1 ГОДА(502 часа) в очно-заочном формате с использованием дистанционных технологий по субботам. По окончании обучения и успешной защиты квалификационной работы слушатели получают диплом государственного образца, по квалификации педагог дополнительного образования, фитнес-тренер. Начало обучения с октября 2024.
Запись на обучение по эл. адресу safidance@ya.ruи телефонам: 8-958- 858- 00 -58; 8-905-214-28-22;
8-981-913-66-43, а также на официальном сайте РГПУ им. А.И. Герцена-Дополнительное образование-Программы повышения квалификации и переподготовки.
Объявления, события, факты
Уважаемые авторы! Приглашаем вас к публикации ваших статетй в 19 выпуске журнала.
Поздравляем!
Уважаемые авторы и читатели нашего журнала! Поздравляем вас с началом
нового учебного года, Днем Знаний- 1 сентября!
Желаем вам творческих идей, педагогических успехов и новых научных статей!
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧНОСТИ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК
магистрант Лупанова Е. С.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт физической культуры и спорта, г. Санкт-Петербург
доктор педагогических наук, профессор Сайкина Е.Г.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт физической культуры и спорта, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье описаны проблемы формирования артистизма в художественной гимнастике, перечислены их причины. Основная проблема состоит в противоречии между необходимостью формирования артистизма у гимнасток и отсутствием времени для этого. Ответом на данную проблему была разработана экспериментальная программа по развитию артистизма в художественной гимнастике. В программу входят такие разделы как «танцевальная аэробика», «музыкальная импровизация», «пантомима», «игро-ритмика» и «элементы характерной хореографии», которые направлены на развитие артистических, творческих и музыкально-ритмических способностей.
Введение. Художественная гимнастика во всем мире по праву считается одним из самых красивых и зрелищных видов спорта. Родина художественной гимнастики — Россия. Именно в Ленинграде в 1931 г. впервые была открыта секция художественной гимнастики. А спустя 3 года на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения [3]. Поэтому Россия всегда задавала моду в художественной гимнастике: юбки у купальников, стразы, интересные прически и, конечно, сложные элементы, которые кажутся совсем лёгкими, благодаря артистическим способностям наших гимнасток. Артистичность – это двигательная деятельность, отличающаяся искусством исполнения, художественным вкусом (Плеханова М. Э., 2006). Гимнастки России всегда славились своим умением показывать на соревновательном ковре целый «спектакль». Это и восточные мотивы в упражнениях Алины Кабаевой и образ «Умирающего лебедя» Юлии Барсуковой, а также Маргарита Мамун с лентой в образе «Чёрного лебедя» и многие другие.
После Олимпийских игр в Афинах в 2004 году Международная федерация гимнастики (FIG) приняла решение создать специальную судейскую бригаду для оценки артистичности гимнасток во время выступления [2]. В настоящее время артистизм занимает еще более значимое место. По современным правилам художественной гимнастики 50% от итоговой оценки за соревновательное упражнение спортсменка получает именно за артистизм. За непопадание в такт и темп музыки и отсутствие эмоций судьи применяют сбавки, поэтому, чтобы гимнастка успешно выступала на соревнованиях она должна быть артистичной.
Результаты исследования. По результатам опроса тренеров спортивных школ и клубов по художественной гимнастике мы выявили высокую значимость артистизма у гимнасток (Рис. 1).
Рисунок 1 — Значимость артистизма в художественной гимнастике
Не смотря на то, что артистизм важнейшее качество для гимнастки, тренерам трудно находить время для того, чтобы формировать его, что также подтверждается в нашем опросе (Рис. 2).
Рисунок 2 — Трудности формирования артистизма
По итогам опроса определено, что развитием артистизма в основном занимается тренер (Рис. 2). На диаграмме так же видно, что большое количество респондентов отметило, что никто не занимается развитием этого важного качества. Причиной стали различные факторы, главный из которых — отсутствие времени.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить многомерность артистизма. В своей диссертационной работе Л. И Турищева (1986) определила более 30 критериев этого понятия. Перечислим наиболее значимые из них: выразительность, образность, музыкальность, передача настроения зрителю, школа движений, легкость, грациозность, темперамент, четкость, элегантность, оригинальность, эмоциональность, гармоничность, виртуозность. В нашем опросе тренеры отметили, что образность является наиболее ярким проявлением артистизма у гимнастки.
Винер И. А. в своей статье [1] отмечает тот факт, что с ростом уровня технической подготовленности гимнасток наблюдается снижение уровня их эмоциональности. Это так же подтверждают другие авторы [7]. Поэтому положить начало формированию артистизма нужно уже на этапах начальной подготовки, а полноценно развивать и совершенствовать его следует в возрасте 10-12 лет. Это подтверждают результаты опроса тренеров. Возраст 10-12 лет больше всего подходит для формирования артистизма, потому что гимнастка уже может и умеет:
Осознанно передать некий «образ»;
Проявлять полный спектр эмоций в своем упражнении;
Виртуозно владеть своим телом, так как уже освоена «школа движений»;
Качественно выполнять технические элементы с предметом и без него (т. к. некачественное исполнение мешает проявлению артистизма).
Существует множество средств для развития артистизма. В художественной гимнастике они имеют особый характер. В нашем опросе тренеры отмечали, что для развития артистизма могут применяться классическая хореография (31,7%), танцы различных стилей (86,5%), игры и игровые задания с сюжетом и ролями (51,4%), а также танцевальные виды фитнеса (10,6%). Поскольку наименьшее количество респондентов отметили вариант «танцевальные виды фитнеса», мы сделали вывод о том, что большинство тренеров не знают, как можно применять танцевальные направления фитнеса для формирования артистизма у гимнасток. В тоже время большинство респондентов считают, что танцы различных стилей способствуют развитию артистизма. Однако танцевальные направления фитнеса, в частности танцевальная аэробика, так же подразумевают танцы различных стилей. Но в отличие от обычных танцев, танцевальная аэробика направлена на развитие физических способностей: выносливости, координации и гибкости, что подтверждается в работах многих авторов [4, 6].
Танцевальная аэробика – это комплекс танцевальных упражнений, которые выполняются под музыкальное сопровождение [4]. Основу танцевальной аэробики составляют разные танцевальные направления, которые имеют свои характерные движения и музыку. Это джаз-аэробика, латино-аэробика, хип-хоп аэробика, рок-н-рол аэробика, фолк и т.д. Однако занятия по танцевальной аэробики состоят не только из комплексов танцевальных движений. В структуру занятий аэробикой для детей 10-12 лет могут входить элементы характерной хореографии, музыкально-подвижные игры, игро-ритмика, пантомима и многое другое.
Как уже было отмечено выше, наиболее значимыми критериями в художественной гимнастике являются образность, музыкальность, выразительность и эмоциональность, поэтому на наш взгляд танцевальная аэробика может способствовать развитию всех этих качеств, так как именно этот вид фитнеса способствует развитию музыкальности, танцевальности и выразительности, а также развивает двигательные способности: гибкость, выносливость и координацию движений.
В связи с этим была разработана программа по танцевальной аэробики для гимнасток 10-12 лет, направленная на развитие артистизма. Содержание программы можно внедрять непосредственно в тренировочный процесс гимнасток, в подготовительную и заключительную часть занятия, поэтому тренеру не потребуется выделять дополнительное время и привлекать специалистов для её реализации. В тоже время данную программу можно применять на дополнительных занятиях (45 мин) для начинающих гимнасток или в группах по детскому фитнесу (Рис. 3).
Рисунок 3 — Структура программы по развитию артистизма
Программа состоит из 5 разделов: танцевальная аэробика, музыкальная импровизация, игро-ритмика, пантомима и элементы характерной хореографии. Раздел «Танцевальная аэробика» реализуется в подготовительной части занятия, длится 30 минут и проводится каждую неделю. Остальные разделы применяются в основном в заключительной части занятия и длятся по 15-20 минут. Они проводятся поочередно (например, 1 неделя — пантомима, следующая неделя — игро-ритмика и т.д.). Программа рассчитана на 6 месяцев обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, — 54 часа (при 3-х разовых занятиях в неделю).
Для оценки уровня артистических способностей гимнасток до и после введения экспериментальной программы следует ориентироваться на рекомендации Винер И.А. [2]. Автор предлагает оценивать импровизацию детей в течение 1 минуты под конкретную музыку. При этом можно руководствоваться предложенной шкалой оценки соответствия создаваемого двигательного образа характеру музыкального произведения, представленной в таблице 1.
Таблица 1 - Шкала оценки артистичности гимнасток (по Винер И.А)
№
Критерии
Оценка (б)
1
Полная передача образа на протяжении всего музыкального произведения
10,0
2
Передача образа в большей части упражнения
9,0 - 7,0
Мимика лица частично не соответствует образу, заданному характером музыки
Скованность при выполнении некоторых движений
3
Эпизодическая передача образа в процессе выполнения упражнения
6,0 - 4,0
Неестественное выражение лица в отдельных частях упражнения, искажающее художественный образ
Скованность движений в отдельных частях упражнения
4
Скованность движений телом при воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения
3,0 - 1,0
Мимика не соответствует образу заданного музыкального сопровождения
Движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру музыки
Примечание: в строках 2, 3, 4 при положительном проявлении каждого из перечисленных в них показателей, гимнастки получают по одному баллу.
Выводы. Таким образом, преимущество применения танцевальной аэробики в художественной гимнастике заключается в том, что у детей будет формироваться артистизм, по средствам специфики данного вида фитнеса, которое способствует развитию музыкальности, выразительности, танцевальности, а также координации движений, выносливости и гибкости. Гимнастки знакомятся с культурой разных народов и танцевальных стилей. Применение танцевальной аэробики в тренировочном процессе позволит тренерам развивать артистизм у гимнасток и при этом работать без привлечения дополнительных специалистов.
Список литературы
Винер, И. А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. №3 (85).
Винер-Усманова, И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования : учебное пособие / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина. — 2-е изд. — Москва : Спорт-Человек, 2015.
Вишнякова, С. В. История развития художественной гимнастики : учебно-методическое пособие / С. В. Вишнякова, Н. А. Чертихина. — Волгоград : ВГАФК, 2020. — 42 с.
Деркачева, Н. П. Танцевальная аэробика как средство развития физических качеств обучающейся молодёжи / Деркачева Н. П., Васильева М. // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalnaya-aerobika-kak-sredstvo-razvitiya-fizicheskih-kachestv-obuchayuscheysya-molodyozhi (дата обращения: 10.02.2023).
Казанцева, Н. В. Аэробика : учебное пособие / Н. В. Казанцева, В. С. Казанцев. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 107 с.
Певнева, М. В. Методика комплексной физической подготовки студенток на основе средств танцевальной аэробики // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-kompleksnoy-fizicheskoy-podgotovki-studentok-na-osnove-sredstv-tantsevalnoy-aerobiki (дата обращения: 10.02.2023).
Donti, Olyvia & Bogdanis, Gregory & Kritikou, Maria & Donti, Anastasia & Theodorakou, Kalliopi. (2015). Technique and artistry in elite rhythmic gymnasts: their association with physical fitness parameters. June 2015 Conference: 20th Annual Congress of the European College of Sport Science
Пристатейный список:
1. Винер, И. А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. №3 (85).
2. Винер-Усманова, И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования : учебное пособие / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина. — 2-е изд. — Москва : Спорт-Человек, 2015.
3. Вишнякова, С. В. История развития художественной гимнастики : учебно-методическое пособие / С. В. Вишнякова, Н. А. Чертихина. — Волгоград : ВГАФК, 2020. — 42 с.
4. Деркачева, Н. П. Танцевальная аэробика как средство развития физических качеств обучающейся молодёжи / Деркачева Н. П., Васильева М. // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalnaya-aerobika-kak-sredstvo-razvitiya-fizicheskih-kachestv-obuchayuscheysya-molodyozhi (дата обращения: 10.02.2023).
5. Казанцева, Н. В. Аэробика : учебное пособие / Н. В. Казанцева, В. С. Казанцев. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 107 с.
6. Певнева, М. В. Методика комплексной физической подготовки студенток на основе средств танцевальной аэробики // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-kompleksnoy-fizicheskoy-podgotovki-studentok-na-osnove-sredstv-tantsevalnoy-aerobiki (дата обращения: 10.02.2023).
7. Donti, Olyvia & Bogdanis, Gregory & Kritikou, Maria & Donti, Anastasia & Theodorakou, Kalliopi. (2015). Technique and artistry in elite rhythmic gymnasts: their association with physical fitness parameters. June 2015 Conference: 20th Annual Congress of the European College of Sport Science
Библиографическая ссылка
Лупанова Е.С., Сайкина Е.Г. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧНОСТИ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК // Фитнес: теория и практика. – 2023. – № 15;
URL: fitness.esrae.ru/ru/39-214 (дата обращения:
15.01.2025).