Внимание! Вступил в силу Приказ № 950 н от 24.12.2020 года Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по продвижению фитнес-услуг".
Фитнес в непрерывном физкультурном образовании
Молодым ученым
Уважаемые студенты, магистранты и аспиранты!
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.
В связи с этим, наш журнал в рамках проводимых в России научных мероприятий, открывает цикл публикаций статьями молодых ученых - студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов в журнале №16- 2023.
Приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшую статью.
Ред.коллегия
Наука - практике (методические новинки)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
П Р И Г Л А Ш А Е Т
принять участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития»
Основные направления работы конференции:
Секция 1. Актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в физической культуре и спорте.
Секция 2. Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях разного типа и вида.
Секция 3. Инновационные образовательные и физкультурно-оздоровительные технологии в физической культуре и спорте.
Секция 4. Современное состояние адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в новых социально-экономических условиях.
К участию в конференции приглашаются специалисты по физической культуре и спорту: преподаватели высших и средних учреждений, учителя физической культуры, тренеры, работники органов управления сферы физической культуры и спорта, специалисты в области реабилитации, медицины и физиологии спорта, научные работники, а также аспиранты, магистранты и студенты.
В рамках конференции будут проведены: пленарные и секционные доклады ведущих ученых и практиковРоссии,а также конкурс научных проектов магистров и студентов «Взгляд в будущее».По представленным материалам конференции будет выпущен электронный и печатный сборник научных трудови размещен вРИНЦ.
Участникам конференции будет выслан электронный сертификат.
Конференция состоится 24.10.2023 г. в смешанном формате
Материалы для публикации присылаются по эл. адресу:safidance@уa.ru(Сайкина Е.Г.) до10.10.2023года.
Пересылать следует 3 файлами с надписью: № 1-«Статья Ф.И.О, город», №2 -«Заявка ФИО,город» и №3- «Презентация к докладу». Для участия в конкурсе проектов студенты высылают презентацию с надписью «Конкурс проектов, Ф.И.О.,город, организация»
Телефоны для справок: моб. 8- 958-858-00-58 Сайкина Елена Гавриловна
Спрашивайте - отвечаем!
Мастер педагогического труда
В помощь педагогу
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА
П Р И Г Л А Ш А Е Т
на новую программу профессиональной переподготовки
«ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
На обучение приглашаются: специалисты, имеющие диплом о высшем или среднем специальном образовании (руководители физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторы по детскому фитнесу, учителя физической культуры, тренеры, педагоги дополнительного образования), а также магистранты и студенты старших курсов, очного и заочного обучения.
ОБУЧЕНИЕ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В ТЕЧЕНИИ 1 ГОДА(502 часа) в очно-заочном формате с использованием дистанционных технологий по субботам. По окончании обучения и успешной защиты квалификационной работы слушатели получают диплом государственного образца, по квалификации педагог дополнительного образования, фитнес-тренер. Начало обучения с октября 2024.
Запись на обучение по эл. адресу safidance@ya.ruи телефонам: 8-958- 858- 00 -58; 8-905-214-28-22;
8-981-913-66-43, а также на официальном сайте РГПУ им. А.И. Герцена-Дополнительное образование-Программы повышения квалификации и переподготовки.
Объявления, события, факты
Уважаемые авторы! Приглашаем вас к публикации ваших статетй в 19 выпуске журнала.
Поздравляем!
Уважаемые авторы и читатели нашего журнала! Поздравляем вас с началом
нового учебного года, Днем Знаний- 1 сентября!
Желаем вам творческих идей, педагогических успехов и новых научных статей!
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт физической культуры и спорта,
г. Санкт-Петербург
доктор медицинских наук, профессор Родичкин П.В.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт физической культуры и спорта,
г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективности применения игрового метода на развитие физических качеств в тренировочном процессе теннисистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Разработан комплекс подвижных игр и методика применения игрового метода в тренировочном процессе юных теннисистов на этапе начальной подготовки с целью увеличения эффективности занятий и сохранения интереса к ним. Доказана эффективность применения игрового метода в процессе тренировки для развития физических качеств.
Ключевые слова: подвижные игры, игровой метод, теннисисты, физические качества, этап начальной подготовки, тренировочный процесс.
Введение. Повышение эффективности тренировочного процесса на этапе начальной подготовки детей во многом зависит от внедрения в тренировочные занятия новых методик обучения и методических рекомендаций. Современные тенденции развития тенниса требует систематического совершенствования научно-теоретических и технологических основ подготовки спортсменов.
Специальная физическая подготовленность играет ведущую роль в подготовке спортсменов. С увеличением возраста занимающихся ее значимость постоянно растет. От уровня развития скоростных, скоростно-силовых, координационных качеств зависит проявление и других способностей, необходимых для достижения, в первую очередь, технического и тактического мастерства. Тренеру, работающему с группами начальной подготовки, необходимо иметь представление о том, какие физические качества и способности возможно развивать целенаправленно с помощью разнообразных средств, в том числе и подвижных игр. Игровой метод, как способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основан на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности.
Методы исследования. В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
Результаты исследования. Опрос тренеров по теннису выявил, что подвижные игры в тренировочном процессе теннисистов на этапе начальной подготовки чаще используется с целью развлечения и привлечения внимания, тем не менее, 95% опрошенных считают, что подвижные игры необходимо использовать как средство общей физической подготовки.
Отсутствие в научно-методической литературе по теннису практических рекомендаций по использованию подвижных игр для направленного развития отдельных физических качеств на этапе начальной подготовки определило выбор темы исследования.
В таблице 1 приводятся важные для тенниса физические качества необходимые для подготовки спортсменов.
Таблица 1 – Уровень влияния физических качеств и телосложения у теннисистов
Таким образом, для практики физического развития показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
С целью определения исходного уровня развития физической подготовленности проводилось спортивно-педагогическое тестирование в контрольной и экспериментальной группах в соответствии с программными требованиями и федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта теннис. Тестирование проводилось с помощью контрольных испытаний в соответствии с нормативами федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис.
Таблица 2 – Тесты, оценивающие физические качества спортсменов
Физическое качество
Тесты
Юноши
Девушки
Скоростные способности
Бег 20 м с высокого старта
Бег на 20 м с высокого старта
Скоростно-силовые способности
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
Координационные способности
Перешагивание через палку вперед-назад за 15 сек
Перешагивание через палку вперед-назад за 15 сек
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье
Критерии оценивания развития физических качеств у теннисистов этапа начальной подготовки представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Критерии оценивания развития физических качеств на этапе начальной подготовки
Физическое качество
Нормативы
Юноши
Девушки
Скоростные способности
Не более 4,9 сек
Не более 5,1 сек
Скоростно-силовые способности
Не менее 105 см
Не менее 100 см
Координационные способности
Не менее 7 раз
Не менее 7 раз
Гибкость
Не менее 1 см
Не менее 1 см
Полученные результаты были обработаны методами математической статистики, определены среднегрупповые значения, рассчитан критерий Стьюдента. Результаты тестов представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Сравнительные результаты тестирования физических качеств теннисистов этапа начальной подготовки до педагогического эксперимента
Тест
Результаты группы
tэкс
р
Экспериментальная
Контрольная
Тест 1, сек
5,01±0,06
4,97±0,06
0,47
>0,05
Тест 2, см
104,50±1,76
102,60±1,15
0,90
>0,05
Тест 3, кол-во
5,90±0,43
6,00±0,33
0,18
>0,05
Тест 4, см
2,70±0,26
3,00±0,15
0,58
>0,05
Примечание. Число степеней свободы f = 18. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.101, при уровне значимости р = 0,05
По результатам тестирования физических качеств теннисистов установлено, что достоверных различий между группами нет (р>0,05), что указывает на равномерную и однородную физическую подготовку спортсменов 8-9 лет, различий между групп нет.
Далее со спортсменами проводился педагогической эксперимент с целью определения и экспериментального обоснования эффективности, разработанного комплекса средств по развитию физических качеств теннисистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки с применением игрового метода.
В ходе исследования были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 10 мальчиков в каждой с различными качествами, особенностями и умениями. Педагогический эксперимент проводился в течение двух месяцев на базе СК «Динамо» г. Санкт-Петербург. Теннисисты контрольной и экспериментальной группы посещали тренировочные занятия три раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 120 мин в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта теннис. Нагрузка распределялась в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
В таблице 5 представлены игры, ориентированные по направленности на развитие отдельных физических качеств и способностей.
Таблица 5 – Направленность экспериментального комплекса подвижных игр для развития физических способностей
Качества
Направленность развития
Подвижная игра
Скоростные
Сложная двигательная реакция
Стартовое ускорение
Дистанционные и челночные передвижения
«Салка, дай руку!», «Дракон»
«Рывок за мячом»
«Пять мячей»
Скоростно-силовые
Взрывная сила
Быстрая сила
«Кто дальше?», «Кенгуру»
«Паучки», «Кто сильней?»
Координационные способности
Способность к ориентированию
Способность оценивать параметры движения
Способность к реагированию
Способность координировать действия
Способность к равновесию
«Ракеты»
«Запрещенное движение»
«Пустое место»
«Передача мяча». Эстафета с ракеткой
«Летающий мяч»
Гибкость
Активная гибкость, статическая
Активная гибкость, динамическая
«Мост», «Клеточки»
«Прыжки через барьер»,
Гигантские шаги
Комплекс применялся на протяжении шести месяцев. В таблице 6 представлен порядок применения комплекса подвижных игр, направленных на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, координационных способностей и гибкости.
Таблица 6 – Применение подвижных игр на протяжении полугода
Подвижные игры
Начальный мезоцикл
Основной мезоцикл
Стабилизирующий мезоцикл
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Подвижные игры, направленные на развитие скоростных качеств
Игра 1
+
+
+
+
+
+
Игра 2
+
+
+
+
+
+
Игра 3
+
+
+
+
+
+
Игра 4
+
+
+
+
+
+
Подвижные игры, направленные на развитие скоростно-силовых качеств
Игра 1
+
+
+
+
+
+
Игра 2
+
+
+
+
+
+
Игра 3
+
+
+
+
+
+
Игра 4
+
+
+
+
+
+
Подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей
Игра 1
+
+
+
+
+
+
Игра 2
+
+
+
+
+
+
Игра 3
+
+
+
+
+
+
Игра 4
+
+
+
+
+
+
Игра 5
+
+
+
+
+
+
Игра 6
+
+
+
+
+
+
Подвижные игры, направленные на развитие гибкости
Игра 1
+
+
+
+
+
+
Игра 2
+
+
+
+
+
+
Игра 3
+
+
+
+
+
+
Игра 4
+
+
+
+
+
+
Таким образом, представлено распределение применяемых подвижных игр на занятиях по теннису в течение недели.
После проведенного педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование теннисистов экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ). Результаты были обработаны методами математической статистики, рассчитан критерий Стьюдента, по которому определена достоверность различий между группами.
Таблица 7 – Сравнительные результаты тестирования физических качеств после педагогического эксперимента
Тест
Результаты групп
tэкс
р
Экспериментальная
Контрольная
Тест 1, сек
4,72±0,04
4,91±0,05
2,97
<0,05
Тест 2, см
107,20±1,40
103,20±1,01
2,32
<0,05
Тест 3, кол-во
7,70±0,21
6,50±0,31
3,20
<0,05
Тест 4, см
4,50±0,17
3,00±0,15
6,62
<0,05
Примечание. Число степеней свободы f = 18. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.101, при уровне значимости р = 0,05.
На рисунке 1 представлены сравнительные результаты изменения показателей в экспериментальной и контрольной группе после окончания педагогического эксперимента.
Рисунок 1. Результаты изменения показателей в ЭГ и КГ, %
Наибольший прирост уровня развития физических качеств отмечен в экспериментальной группе: по скоростным качествам в экспериментальной группе на 5,8%, в контрольной группе – 1,2%; по скоростно-силовым качествам в экспериментальной группе - на 2,6%, в контрольной группе – 0,6%; по уровню развития координационных способностей на 30,5% в экспериментальной группе и 8,3% - в контрольной. Уровень гибкости изменился у спортсменов экспериментальной группы на 55,2% и в контрольной группе – на 11,1%.
Выводы. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявлено, что для практики физического развития показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Использование подвижных игр и эстафет в тренировочном процессе юных теннисистов способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества.
2. Для экспериментальной группы составлен комплекс подвижных игр с элементами, ориентированными и сгруппированными по преимущественному воздействию на следующие физические качества: скоростные (направленность на развитие сложной двигательной реакции, стартового ускорения, дистанционного и челночного передвижения), скоростно-силовые (развитие взрывной силы, быстрой силы), координационные (направленность на способность к ориентированию, реагированию, способность оценивать параметры движения, координировать действия, способность к равновесию), гибкость (развитие активной статической и динамической гибкости).
3. В результате проведения педагогического эксперимента доказана эффективность применения разработанного комплекса. Применение подвижных игр в тренировочном процессе теннисистов 8-9 лет экспериментальной группы позволило улучшить скоростные качества на 5,8%, скоростно-силовые качества – на 2,6%, координационные способности – 30,5%, гибкость – 55,2%. Для сравнения, в контрольной группе прирост результатов составил: скоростные качества на 1,2%, скоростно-силовые качества – на 0,6%, координационные – 8,3%, гибкость – 11,1%. Экспериментальная группа имела достоверно лучшие результаты тестирования по сравнению с контрольной по всем показателям.
Список литературы:
Боярина, Ю.С. Подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических качеств у юных теннисистов на этапе начальной подготовки / Ю.С. Боярина, А.А. Цагельникова, А.А. Яцевич // В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех: сб.ст. в 2 ч., 2020. - С. 239-244.
Попов, А.В. Подвижные игры как безопасное средство воспитания скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках физической культуры / А.В. Попов, Д.А. Попова // В сборнике: Актуальные проблемы охраны здоровья и безопасности детей. Материалы конференции. 2019. – С. 247-252.
Скородумова, А.П. Особенности физической подготовленности теннисистов 6-8 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. - С. 32-36.
Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общ. ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. – М.: Советский спорт, 2005. 137 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
Пристатейный список:
1. Боярина, Ю.С. Подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических качеств у юных теннисистов на этапе начальной подготовки / Ю.С. Боярина, А.А. Цагельникова, А.А. Яцевич // В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех: сб.ст. в 2 ч., 2020. - С. 239-244.
2. Попов, А.В. Подвижные игры как безопасное средство воспитания скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках физической культуры / А.В. Попов, Д.А. Попова // В сборнике: Актуальные проблемы охраны здоровья и безопасности детей. Материалы конференции. 2019. – С. 247-252.
3. Скородумова, А.П. Особенности физической подготовленности теннисистов 6-8 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. - С. 32-36.
4. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общ. ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. – М.: Советский спорт, 2005. 137 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
Библиографическая ссылка
Кожухова Д.А., Родичкин П.В. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ
НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
// Фитнес: теория и практика. – 2023. – № 15;
URL: fitness.esrae.ru/ru/39-215 (дата обращения:
15.01.2025).