Фитнес: теория и практика
Электронный научный журнал
Новое в фитнесе

Внимание! Вступил в силу Приказ № 950 н от 24.12.2020 года Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по продвижению фитнес-услуг".

 
Фитнес в непрерывном физкультурном образовании
Молодым ученым

Уважаемые студенты, магистранты и аспиранты! 

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.

В связи с этим, наш журнал в рамках проводимых  в России научных мероприятий, открывает цикл публикаций статьями молодых ученых - студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов в журнале №16- 2023.
Приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшую статью.

Ред.коллегия

 

Наука - практике (методические новинки)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

П Р И Г Л А Ш А Е Т

принять участие во Всероссийской научно-практической конференции

 «Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития»

 

Основные направления работы конференции:

Секция 1. Актуальные вопросы подготовки педагогических кадров в физической культуре и спорте.

Секция 2. Физическая культура и спорт в образовательных учреждениях разного типа и вида. 

Секция 3. Инновационные образовательные и физкультурно-оздоровительные технологии в физической культуре и спорте.

Секция 4. Современное состояние адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в новых социально-экономических условиях.

 

К участию в конференции приглашаются специалисты по физической культуре и спорту: преподаватели высших и средних учреждений,  учителя физической культуры, тренеры, работники органов управления сферы физической культуры и спорта, специалисты в области реабилитации, медицины и физиологии спорта, научные работники, а также аспиранты, магистранты и студенты.

В рамках конференции будут проведены: пленарные и секционные доклады ведущих ученых и практиковРоссии,а также  конкурс научных проектов магистров и студентов «Взгляд в будущее».По представленным материалам конференции будет выпущен электронный и печатный сборник научных трудови  размещен вРИНЦ.

Участникам конференции будет выслан электронный сертификат.

Конференция состоится 24.10.2023 г. в смешанном формате

Программа и приглашение будет вывешено на сайте ИФКиС за 5 дней до начала конференции. Ссылка: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/ifks/  в разделе НОВОСТИ

 Материалы для публикации присылаются по эл. адресу: safidancea.ru(Сайкина Е.Г.) до10.10.2023года.

Пересылать следует 3 файлами  с надписью: № 1-«Статья Ф.И.О, город»,  №2 -«Заявка ФИО,город» и №3- «Презентация к докладу». Для участия в конкурсе проектов студенты высылают презентацию   с  надписью  «Конкурс проектов, Ф.И.О.,город, организация»

Телефоны для справок: моб. 8- 958-858-00-58 Сайкина Елена Гавриловна

 

 

Спрашивайте - отвечаем!
Мастер педагогического труда
В помощь педагогу

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА

П  Р  И  Г  Л  А  Ш  А  Е  Т

на новую программу профессиональной переподготовки

 «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

 На обучение приглашаются: специалисты,  имеющие диплом о высшем или среднем специальном образовании (руководители физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторы по детскому фитнесу, учителя физической культуры, тренеры, педагоги дополнительного образования), а также магистранты и студенты старших курсов, очного и заочного обучения.  

 

ОБУЧЕНИЕ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В ТЕЧЕНИИ 1 ГОДА(502 часа) в очно-заочном формате с использованием дистанционных технологий по субботам.  По окончании обучения и успешной защиты квалификационной работы слушатели получают диплом государственного образца, по квалификациипедагог дополнительного образования, фитнес-тренер. Начало обучения с  сентября 2023.

 Запись на обучение по эл. адресу safidance@ya.ru   и телефонам:  8 958- 858- 00 -58; 

8-981-913-66-43;  8-911-938-37-14 , а также на официальном сайте РГПУ им. А.И. Герцена-Дополнительное образование-Программы повышения квалификации и переподготовки.

Объявления, события, факты

Уважаемые авторы! В 17 выпуске журнала будут размещены материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции "Фитнес и его роль в оздоровлении населения России". Открыт набор в 18 выпуск журнала.

Поздравляем!

Уважаемые авторы! В 17 выпуске журнала будут размещены публикации материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции "Фитнес и его роль в оздоровлении населения России".


Педагогические науки
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Кожухова Д.А. 2, Родичкин П.В. 1

1. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

магистрант Кожухова Д. А.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт физической культуры и спорта,

 г. Санкт-Петербург

доктор медицинских наук, профессор Родичкин П.В.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт физической культуры и спорта,

 г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективности применения игрового метода на развитие физических качеств в тренировочном процессе теннисистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Разработан комплекс подвижных игр и методика применения игрового метода в тренировочном процессе юных теннисистов на этапе начальной подготовки с целью увеличения эффективности занятий и сохранения интереса к ним. Доказана эффективность применения игрового метода в процессе тренировки для развития физических качеств.

Ключевые слова: подвижные игры, игровой метод, теннисисты, физические качества, этап начальной подготовки, тренировочный процесс.

Введение. Повышение эффективности тренировочного процесса на этапе начальной подготовки детей во многом зависит от внедрения в тренировочные занятия новых методик обучения и методических рекомендаций. Современные тенденции развития тенниса требует систематического совершенствования научно-теоретических и технологических основ подготовки спортсменов.

Специальная физическая подготовленность играет ведущую роль в подготовке спортсменов. С увеличением возраста занимающихся ее значимость постоянно растет. От уровня развития скоростных, скоростно-силовых, координационных качеств зависит проявление и других способностей, необходимых для достижения, в первую очередь, технического и тактического мастерства. Тренеру, работающему с группами начальной подготовки, необходимо иметь представление о том, какие физические качества и способности возможно развивать целенаправленно с помощью разнообразных средств, в том числе и подвижных игр. Игровой метод, как способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основан на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности.

Методы исследования. В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод математической статистики.

Результаты исследования. Опрос тренеров по теннису выявил, что подвижные игры в тренировочном процессе теннисистов на этапе начальной подготовки чаще используется с целью развлечения и привлечения внимания, тем не менее, 95% опрошенных считают, что подвижные игры необходимо использовать как средство общей физической подготовки.

Отсутствие в научно-методической литературе по теннису практических рекомендаций по использованию подвижных игр для направленного развития отдельных физических качеств на этапе начальной подготовки определило выбор темы исследования.

В таблице 1 приводятся важные для тенниса физические качества необходимые для подготовки спортсменов.

Таблица 1 – Уровень влияния физических качеств и телосложения у теннисистов

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

1

2

Скоростные способности

3

Мышечная сила

3

Вестибулярная устойчивость

2

Выносливость

3

Гибкость

2

Координационные способности

2

Телосложение

1

Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние.

 

Таким образом, для практики физического развития показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

С целью определения исходного уровня развития физической подготовленности проводилось спортивно-педагогическое тестирование в контрольной и экспериментальной группах в соответствии с программными требованиями и федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта теннис. Тестирование проводилось с помощью контрольных испытаний в соответствии с нормативами федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта теннис.

Таблица 2 – Тесты, оценивающие физические качества спортсменов

Физическое качество

Тесты

Юноши

Девушки

Скоростные способности

Бег 20 м с высокого старта

Бег на 20 м с высокого старта

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с места

Координационные способности

Перешагивание через палку вперед-назад за 15 сек

Перешагивание через палку вперед-назад за 15 сек

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

 

Критерии оценивания развития физических качеств у теннисистов этапа начальной подготовки представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Критерии оценивания развития физических качеств на этапе начальной подготовки

Физическое качество

Нормативы

Юноши

Девушки

Скоростные способности

Не более 4,9 сек

Не более 5,1 сек

Скоростно-силовые способности

Не менее 105 см

Не менее 100 см

Координационные способности

Не менее 7 раз

Не менее 7 раз

Гибкость

Не менее 1 см

Не менее 1 см

 

Полученные результаты были обработаны методами математической статистики, определены среднегрупповые значения, рассчитан критерий Стьюдента. Результаты тестов представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Сравнительные результаты тестирования физических качеств теннисистов этапа начальной подготовки до педагогического эксперимента

Тест

Результаты группы

tэкс

р

Экспериментальная

Контрольная

Тест 1, сек

5,01±0,06

4,97±0,06

0,47

>0,05

Тест 2, см

104,50±1,76

102,60±1,15

0,90

>0,05

Тест 3, кол-во

5,90±0,43

6,00±0,33

0,18

>0,05

Тест 4, см

2,70±0,26

3,00±0,15

0,58

>0,05

Примечание. Число степеней свободы f = 18. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.101, при уровне значимости р = 0,05

По результатам тестирования физических качеств теннисистов установлено, что достоверных различий между группами нет (р>0,05), что указывает на равномерную и однородную физическую подготовку спортсменов 8-9 лет, различий между групп нет.

Далее со спортсменами проводился педагогической эксперимент с целью определения и экспериментального обоснования эффективности, разработанного комплекса средств по развитию физических качеств теннисистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки с применением игрового метода.

В ходе исследования были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная по 10 мальчиков в каждой с различными качествами, особенностями и умениями. Педагогический эксперимент проводился в течение двух месяцев на базе СК «Динамо» г. Санкт-Петербург. Теннисисты контрольной и экспериментальной группы посещали тренировочные занятия три раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 120 мин в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта теннис. Нагрузка распределялась в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

В таблице 5 представлены игры, ориентированные по направленности на развитие отдельных физических качеств и способностей.

Таблица 5 – Направленность экспериментального комплекса подвижных игр для развития физических способностей

Качества

Направленность развития

Подвижная игра

Скоростные

Сложная двигательная реакция

Стартовое ускорение

Дистанционные и челночные передвижения

«Салка, дай руку!», «Дракон»

«Рывок за мячом»

«Пять мячей»

Скоростно-силовые

Взрывная сила

Быстрая сила

«Кто дальше?», «Кенгуру»

«Паучки», «Кто сильней?»

Координационные способности

Способность к ориентированию

Способность оценивать параметры движения

Способность к реагированию

Способность координировать действия

Способность к равновесию

«Ракеты»

«Запрещенное движение»

 

«Пустое место»

«Передача мяча». Эстафета с ракеткой

«Летающий мяч»

Гибкость

Активная гибкость, статическая

Активная гибкость, динамическая

«Мост», «Клеточки»

«Прыжки через барьер»,

Гигантские шаги

 

Комплекс применялся на протяжении шести месяцев. В таблице 6 представлен порядок применения комплекса подвижных игр, направленных на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, координационных способностей и гибкости.

 

Таблица 6 – Применение подвижных игр на протяжении полугода

Подвижные игры

Начальный мезоцикл

Основной мезоцикл

Стабилизирующий мезоцикл

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Подвижные игры, направленные на развитие скоростных качеств

Игра 1

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Игра 2

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Игра 3

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Игра 4

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

Подвижные игры, направленные на развитие скоростно-силовых качеств

Игра 1

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Игра 2

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Игра 3

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Игра 4

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

Подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей

Игра 1

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Игра 2

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Игра 3

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Игра 4

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

Игра 5

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Игра 6

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Подвижные игры, направленные на развитие гибкости

Игра 1

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

Игра 2

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

Игра 3

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Игра 4

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

Таким образом, представлено распределение применяемых подвижных игр на занятиях по теннису в течение недели.

После проведенного педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование теннисистов экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ). Результаты были обработаны методами математической статистики, рассчитан критерий Стьюдента, по которому определена достоверность различий между группами.

Таблица 7 – Сравнительные результаты тестирования физических качеств после педагогического эксперимента

Тест

Результаты групп

tэкс

р

Экспериментальная

Контрольная

Тест 1, сек

4,72±0,04

4,91±0,05

2,97

<0,05

Тест 2, см

107,20±1,40

103,20±1,01

2,32

<0,05

Тест 3, кол-во

7,70±0,21

6,50±0,31

3,20

<0,05

Тест 4, см

4,50±0,17

3,00±0,15

6,62

<0,05

Примечание. Число степеней свободы f = 18. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.101, при уровне значимости р = 0,05.

 

На рисунке 1 представлены сравнительные результаты изменения показателей в экспериментальной и контрольной группе после окончания педагогического эксперимента.

 

Рисунок 1. Результаты изменения показателей в ЭГ и КГ, %

 

Наибольший прирост уровня развития физических качеств отмечен в экспериментальной группе: по скоростным качествам в экспериментальной группе на 5,8%, в контрольной группе – 1,2%; по скоростно-силовым качествам в экспериментальной группе - на 2,6%, в контрольной группе – 0,6%; по уровню развития координационных способностей на 30,5% в экспериментальной группе и 8,3% - в контрольной. Уровень гибкости изменился у спортсменов экспериментальной группы на 55,2% и в контрольной группе – на 11,1%.

Выводы. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. На основе анализа научно-методической литературы выявлено, что для практики физического развития показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Использование подвижных игр и эстафет в тренировочном процессе юных теннисистов способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества.

2. Для экспериментальной группы составлен комплекс подвижных игр с элементами, ориентированными и сгруппированными по преимущественному воздействию на следующие физические качества: скоростные (направленность на развитие сложной двигательной реакции, стартового ускорения, дистанционного и челночного передвижения), скоростно-силовые (развитие взрывной силы, быстрой силы), координационные (направленность на способность к ориентированию, реагированию, способность оценивать параметры движения, координировать действия, способность к равновесию), гибкость (развитие активной статической и динамической гибкости).

3. В результате проведения педагогического эксперимента доказана эффективность применения разработанного комплекса. Применение подвижных игр в тренировочном процессе теннисистов 8-9 лет экспериментальной группы позволило улучшить скоростные качества на 5,8%, скоростно-силовые качества – на 2,6%, координационные способности – 30,5%, гибкость – 55,2%. Для сравнения, в контрольной группе прирост результатов составил: скоростные качества на 1,2%, скоростно-силовые качества – на 0,6%, координационные – 8,3%, гибкость – 11,1%. Экспериментальная группа имела достоверно лучшие результаты тестирования по сравнению с контрольной по всем показателям. 

Список литературы:

  1. Боярина, Ю.С. Подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических качеств у юных теннисистов на этапе начальной подготовки / Ю.С. Боярина, А.А. Цагельникова, А.А. Яцевич // В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех: сб.ст. в 2 ч., 2020. - С. 239-244.
  2. Попов, А.В. Подвижные игры как безопасное средство воспитания скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках физической культуры / А.В. Попов, Д.А. Попова // В сборнике: Актуальные проблемы охраны здоровья и безопасности детей. Материалы конференции. 2019. – С. 247-252.
  3. Скородумова, А.П. Особенности физической подготовленности теннисистов 6-8 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. - С. 32-36.
  4. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общ. ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. – М.: Советский спорт, 2005. 137 с.
  5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

 

 

 

 

 


Пристатейный список:
1.	Боярина, Ю.С. Подвижные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических качеств у юных теннисистов на этапе начальной подготовки / Ю.С. Боярина, А.А. Цагельникова, А.А. Яцевич // В сборнике: Олимпийский спорт и спорт для всех: сб.ст. в 2 ч., 2020. - С. 239-244.
2.	Попов, А.В. Подвижные игры как безопасное средство воспитания скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках физической культуры / А.В. Попов, Д.А. Попова // В сборнике: Актуальные проблемы охраны здоровья и безопасности детей. Материалы конференции. 2019. – С. 247-252.
3.	Скородумова, А.П. Особенности физической подготовленности теннисистов 6-8 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. - С. 32-36.
4.	Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под общ. ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. – М.: Советский спорт, 2005. 137 с.
5.	Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.


Библиографическая ссылка

Кожухова Д.А., Родичкин П.В. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ // Фитнес: теория и практика. – 2023. – № 15;
URL: fitness.esrae.ru/ru/39-215 (дата обращения: 06.05.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 451 | За неделю: 451 | Всего: 451


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System